Экспертное заключение

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ на социологический проект «Медиаметрические исследования по выявлению предпочтений аудитории электронных и местных печатных СМИ населения ХМАО-Югры». Российское общество социологов знакомо с исследовательскими работами научно-исследовательского центра «Горизонт-М» (г.Надым) и Центра независимых исследований «Горизонт» (г. Санкт - Петербург) с 1998 года. Тем более, что нередко эти работы проводятся в содружестве с Ямало-Ненецким региональным отделением РОС. Особо следовало бы отметить цикл проектов по медиаисследованиям в ЯНАО и ХМАО. Впервые на этих территориях была отработана мониторинговая система медиаизмерений в соответствии со всеми современными методическими требованиями. Опубликованы десятки работ, которые были отмечены российским социологическим сообществом (монография «Средства массовой информации в региональном информационном пространстве» заняла 3 место в конкурсе РОС 2002 года в номинации «Публикации по результатам исследований»). Экспортируемый исследовательский проект является продолжением медиаисследований центра ГОРИЗОНТ на территории ХМАО в 2008 году и привлекает прежде всего своей масштабностью. Разработана уникальная по объему (6000 респондентов) и географии (25 точек опроса - все районы округа) выборка. Инструментарий проекта дает возможность получить медиаметрические данные по всему ряду средств массовой информации - федеральные телеканалы, окружные и местные телерадиостанции, пресса. Полевые работы проводятся специализированным Центром социологических телефонных опросов, профессионально подготовленные интервьюеры обеспечивают высокое качество работ. Применяется многоступенчатая система контроля качества полевого материала. Репрезентативность выборки обеспечивалась случайным алгоритмом отбора телефонных номеров респондентов из массива домашних телефонов точек опроса (городов и поселков). Охват телефонной связью в целом по территории достаточно высок. Все это позволяет оперативно собрать достоверные данные об информационном пространстве. В процессе обработки данных производился «ремонт» (перевзвешивание) выборки - все расчеты производятся с весовыми коэффициентами, отражающими социально-демографическую структуру населения по полу, возрасту (по данным Госкомстата на 01.01.2008) и объему населения населенного пункта. Таким образом, представленные результаты могут использоваться для анализа и оценки рассмотренных показателей. Применительно ко всему населению каждой из точек опроса и в целом ко всему населению Ханты-Мансийского автономного округа. В математической обработке данных применяется весь спектр современных методов статистического анализа. Для обработки полученных данных социологического опроса применялась специализированная компьютерная программа SPSS, использовались различные виды статистического анализа: линейное распределение по всему массиву, линейное распределение по конкретным городам, двумерные распределения содержательных вопросов, а также был проведен тест Хи-квадрат (Chi-Square), при котором проверяется наличие взаимосвязи в таблицах сопряженности. Результаты исследования позволяют заказчику получить все основные характеристики медиапространства - бюджеты медиавремени населения, рейтинги СМИ, суточные, недельные и месячные охваты аудиторий, определение постоянных, случайных, пересекающихся и антиаудиторий, социально-демографические структуры аудиторий конкретных СМИ. Особенно привлекает то, что данная работа рассматривается как подготовка к постановке в 2010-м году на территории ХМАО системы мониторинга СМИ ХМАО (4 волны в год). Таким образом, две сопредельные далекие северные территории (ЯНАО и ХМАО) получат возможность медиаизмерений по отработанным современным технологиям.