23.04.2012

Старт очередного проекта в области медиаметрии

ЦНИ ГОРИЗОНТ приступил к очередному проекту в области медиаметрии.

Данный проект представляет в определенном смысле заключительный этап цикла социологических (медиаметрических) исследований, которые проводились Научно – исследовательским центром «Горизонт-М», Ямало – Ненецким региональным отделением РОС и Центром независимых исследований «Горизонт» на территориях ЯНАО и ХМАО в 1996 – 2011 годах.

В середине 90-х НИЦ «Горизонт-М» начал проводить первые медиаметрические проекты. Они представляли собой маршрутные опросы населения основных населенных пунктов ЯНАО – городов Салехард, Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск, медиаландшафт которых (особенно специфику аудиторий телевидения, радио и прессы, медийные предпочтения населения) был достаточно неопределен. Это и определило постоянный интерес заказчиков и, в первую очередь, концерна «Ямал-Информ». Методическое консультирование осуществляла Исследовательская группа ЦИРКОН (г. Москва). Накопление практического опыта и совершенствование методик позволило перейти к общеокружным проектам. В январе-марте 2000 года был проведен тотальный одновременный телефонный опрос по всем городам ЯНАО, который включал две волны с общим количеством респондентов более 5 тысяч человек.

Чрезвычайно насыщенным был 2004 год – в мае-июне реализовано исследование «Медиа-пространство ЯНАО: субъекты и отношения», которое включало опросы руководителей СМИ и экспертные опросы.

Закончился год проведенным в декабре масштабным (выборка 1200 респондентов) опросом по месту жительства в 7 городах и 5 районах ЯНАО. С этого года научным руководителем всех медиаметрических проектов Центра ГОРИЗОНТ становится кандидат философских наук, доцент ГУ «Высшая школа экономики», руководитель отдела медиаисследований Международного института социологических и маркетинговых исследований «ГФК-Русь» Сергей Давыдов.

Начиная с 2005 года НИЦ «Горизонт-М» перешел на волновый (ежеквартальный) мониторинг информационного пространства ЯНАО.

С января 2007 года в выборку телефонных опросов, кроме городов, были включены районные центры Яр-Сале, Мужи, Тазовский.

В 2008 году Центр «Горизонт» приступил к осуществлению медиаметрических проектов в Ханты-Мансийском автономном округе.

Основной целью масштабного социологического проекта в апреле 2008 года было получение информации о населении округа как потребителе продукции электронных СМИ ХМАО: федеральные телеканалы, центральные радиостанции, окружной телеканал «Югра», радио «Югра», ГТРК «Югория», радио «Югория» на радио России, местные (муниципальные, ведомственные, коммерческие телестанции). На основе собранной информации предполагалось определить структуру и объем потребления, темпоральные характеристики продукции электронных СМИ ХМАО. Исследование носило региональный, мультимедийный характер.

Полевые работы в рамках настоящего социологического проекта были выполнены с 12 по 18 апреля 2008 года Центром социологических телефонных опросов НИЦ «Горизонт – М». Всего опрошено 2 201 респондентов.

Второе исследование 2008 года по проекту «Электронные СМИ в информационном пространстве ХМАО 2008» было проведено в ноябре – декабре 2008 года.

Основной метод исследования – массовый опрос населения. Основной метод сбора информации – телефонные интервью. В рамках опроса был использован ряд специализированных методик измерения аудитории.

Генеральной совокупностью исследования являлось население 8 городов/пгт ХМАО: Ханты – Мансийска, Нижневартовска, Нефтеюганска, Сургута, Березово, Лянтора, Советского и Урая в возрасте от 18 лет и старше.

Полевые работы в рамках настоящего социологического проекта были выполнены с 11 по 24 ноября 2008 года Центром социологических телефонных опросов НИЦ «Горизонт – М». Всего опрошено 2084 респондентов.

Кроме этого были реализованы семь исследовательских проектов (города Ханты – Мансийск, Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск, Мегион, Когалым, Нягань) с увеличенной до 1 000 респондентов выборкой.

Наконец осенью 2009 года в ХМАО состоялось медиаметрическое исследование с выборкой более пяти тысяч респондентов с охватом всех основных городов, райцентров, поселков округа (24 точки опроса). Презентация результатов опроса была включена в Программу 5 Форума СМИ ХМАО, итоговый научный сборник был размещен на сайте Российского общества социологов.

Таким образом была отработана до мелочей методика медиаметрических проектов любой степени сложности на территориях ЯНАО и ХМАО.

В 2009 году основным заказчиком медиапроектов последних лет – департаментом информационной политики и связей с общественностью ЯНАО перед социологами ЦНИ ГОРИЗОНТ была поставлена задача разработки методик определения эффективности деятельности окружных и муниципальных средств массовой информации. В мониторинговых опросах населения Ямала 2009-2010 г.г. такая методика была отработана. Основными параметрами оценки эффективности СМИ были определены «Объем эффективной аудитории» и «Показатель эффективности деятельности» (Показатель Давыдова – Стожаровой).

В настоящем проекте предполагается использование накопленного за полтора десятка лет практического опыта, апробированных методик, аналитических материалов.

Объем выборки: 3 400 респондентов, на территории городских округов и муниципальных районов в Ямало-Ненецком автономном округе.

Полевая часть оказания услуг по проведению мониторинга выполняется в две волны – с мая и по ноябрь 2012 года. Таким образом, общая выборка проекта составит 6 800 респондентов.