20.12.2007

Малый бизнес как пространство развития социальной активности населения

Что такое предпринимательство?

Для известного экономиста А. Смита предпринимательство – деятельность собственника капитала по управлению последним.

Для Й. Шумпетера главное в предпринимательстве – не обладание собственностью на средства производства, а инновационный характер деятельности.

В качестве критериев для классификации взглядов на предпринимательство известный социолог В. Радаев предлагает следующие:

  • место предпринимателей в социальной структуре;
  • характер функций предпринимателя в экономической системе;
  • параметры субъекта предпринимательской деятельности.

Исследования российского предпринимательства и предпринимателей составляют существенную часть массива эмпирических социологических исследований последних лет. Фактически только на рубеже 90-х годов началось интенсивное формирование нового социального слоя, базовой отличительной чертой которого стала причастность к организации и управлению различных форм негосударственных предприятий. Именно легализация и институционализация различных форм негосударственного сектора стала толчком к формированию предпринимателей как нормативной социальной группы. Предпринимательство, фактически существовавшее и в период господства плановой экономики, носило девиантный (фарцовка, незаконное предпринимательство в сфере торговли и услуг) или квазидевиантный (кустарное производство, частные практики, единоличное хозяйство на селе) характер либо было функционально растворено в системе управления госпредприятиями (снабженцы – «толкачи» и пр.). Введение в середине 80-х годов хозрасчета, легализация ИТД и разрешение создавать кооперативы фактически не изменили ситуацию, поскольку данные формы не позволяли легально использовать наемный труд. Таким образом, предпринимателей как общественно признанной группы не существовало вплоть до начала массового создания малых и совместных предприятий, а также ЦНТТМ, явившихся первыми полноценными формами индивидуального или группового предпринимательства.

Данная работа носила зондажный характер и ее главными задачами были определены следующие:

  • отношение населения в целом к предпринимательству и малому бизнесу;
  • самоидентификация респондентов по отношению к малому бизнесу;
  • причины вовлеченности и невовлеченности населения в сферу предпринимательства;
  • экспертные оценки предпринимателями основных аспектов ведения бизнеса в регионе.

В рамках полевых работ были проведены:

  • телефонный опрос населения района (г. Надым – 400 респондентов, п. Пангоды – 300 респондентов, п.п. Правая Хетта, Заполярный, Ягельный, Лонгъюган, Приозерный – 300 респондентов) всего 1000 респондентов;
  • экспертный опрос предпринимателей района – 112 респондентов;
  • глубинные интервью руководителей малого бизнеса - 7 интервью.

Additional Info

  • География исследования: Надымский район - Надым, пгт Пангоды, поселки - Правая Хетта, Заполярный, Ягельный, Лонгъюган, Приозерный
  • Выборка: 1000+112+7
  • Сроки исследования: ноябрь 2007 – февраль 2008
  • Метод: телефонный опрос, экспертный опрос, глубинные интервью